Жизнеописание А.С. Хомякова

Алексей Степанович Хомяков родился 1(14) мая 1804 года в Москве, в старинной дворянской семье. Родители А.С. Хомякова обладали крупным состоянием. Отец Степан Александрович Хомяков был человеком мягким, в отличие от матери Марии Алексеевны, урожденной Киреевской. Она отличалась твердым характером и была весьма религиозна.

А.С Хомяков сформировался как личность под влиянием матери. Он был младшим сыном в семье. Мать всю жизнь прививала детям чрезвычайно строгие нравственные правила и глубокую религиозность. Дети получили прекрасное домашнее образование. Алексей Степанович знал основные европейские языки, владел латынью, старославянским, а позже выучил и греческий язык.

Во время нашествия Наполеона московский дом Хомяковых сгорел, и семья жила некоторое время в тульском поместье, а потом переехала Петербург. В 1817 году семья возвратилась в Москву, в заново отстроенный дом на Петровке. Позднее Алексей Степанович успешно окончил математическое отделение Московского университета со степенью кандидата.

В 1821 году вспыхнуло восстание в Греции. 17-летний Хомяков бежал из дома и с поддельным паспортом пытался пробраться в Грецию, чтобы сражаться против турков. Попытка не удалась. После этого Хомяков был определен отцом на военную службу. Он поступил в армейский кирасирский полк, а через полгода его перевили в конную гвардию в Петербург. Хомяков был невысокого роста, но вынослив, силен и очень умел. Веселый, остроумный, прекрасный собеседник, он был любим в полку. Недоумение у его друзей, гвардейских офицеров, вызывали только его целомудренный образ жизни и неукоснительное соблюдение постов.

В 1828 – 1829 годах Хомяков участвовал в войне с Турцией, принимал участие в боях, был ранен, но сам никого не убивал, чему потом был очень рад. За храбрость Хомяков был награжден Владимирским крестом и двумя орденами Святой Анны.

После окончательного выхода в отставку А.С. Хомяков лето проводил в тульском имении Богучарово или смоленском имении Липицы. Здесь были написаны многие его стихи, а также публицистические, исторические и богословские труды. Хомяков обладал разносторонними способностями: поэт, драматург, публицист, историк, богослов, философ, художник, изобретатель и даже… врач-гомеопат. Он увлеченно занимался хозяйством, строительством, любил псовую и ружейную охоту. Доходные имения были разбросаны по Тульской, Рязанской и Смоленской губерниям, и Хомяков много времени проводил в разъездах. Для своих крестьян он заменил барщину оброком, а рабочим дал вольную и платил жалование.

Несколько лет А.С Хомяков занимал пост председателя Общества любителей русской словесности при Московском университете. Общество издавало печатные труды, активно популяризировало русскую литературу, занималось собиранием произведений устного народного творчества.

А.С Хомяков был женат на Екатерине Михайловне Языковой. Она не была красива, но пользовалась уважением и любовью окружавших ее людей, в том числе Пушкина и особенно Гоголя. Семейная жизнь Хомяковых была омрачена смертью двух первых детей. Но потом появились другие дети: два сына и пять дочерей. Смерть Екатерины Михайловны была неожиданна и произошла на четвертом месяце беременности. Эта смерть повергла Алексея Степановича в глубокое уныние. Он так никогда и не оправился полностью от этого удара судьбы.

Умер Алексей Степанович 23 сентября (5 октября) 1860 года. Умер мучительно, от холеры, однако на удивление мирно, в сознании, за мгновение до смерти успев осенить себя крестным знамением.

Потомство А.С. Хомякова по мужской линии оборвалось со смертью его внука в 1918 году. Потомки Хомякова по женской линии живут как в России, так и за рубежом.

Хомяков отстаивал необходимость для каждого народа самобытного развития, значения веры в человеческой жизни, проявлял внимание к простому народу — хранителю исконных основ русской жизни. Он верил в особое предназначение России и ее великое будущее, которое связывал с применением христианских начал в общественной и государственной жизни.

Главным условием сохранения жизнеспособности русского народа Хомяков считал Православие. Православие, по его мнению, – высшая ценность России, ее национальная идея.

Свои чувства, убеждения Хомяков выражал первоначально в вдохновенных стихах, а позднее все его миросозерцание было философски им обосновано в прозаических публицистических произведениях.

Хомяков один из главных идеологов славянофильства. Славянофилы видели будущее России в преемственности народных традиций, в православии, в отказе от насилия в пользу гражданского мира. Тем не менее, многие публицистические и богословские работы Хомякова впервые были опубликованы за рубежом, а в России изданы уже после смерти Алексея Степановича.

В программной статье «О старом и новом» (1839) он впервые изложил основы учения славянофилов. В парадоксальной по композиции форме Хомяков поставил вопрос перед русским обществом о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире, вопрос о соотношении «старого» и «нового» в русской жизни, о возможности соединения в ней «закона» и «обычая». Статья вызвала полемику в общественных кругах. 1839 год считается годом возникновения славянофильства – национально-ориентированной идеологии, православно-патриотического направления общественной мысли в России.

Последнее произведение «К сербам. Послание из Москвы», где учение славянофилов представлено в наиболее полном завершенном виде, было написано Хомяковым в 1860 г. за несколько месяцев до смерти. Адресованное сербскому народу, оно может быть рассматриваемо как обращение ко всем славянским народам, как духовное завещание Хомякова, где в краткой, сжатой, яркой форме изложены начала и условия возрождения и дальнейшего самобытного развития всего славянства, в том числе и русского народа.

А.С. Хомяков оставил богатое литературное наследие. Его лирические произведения, драмы «Ермак», «Дмитрий Самозванец», патриотические стихотворные циклы представляют собой интерес и для современного читателя. Значение идей Хомякова для будущего России невозможно переоценить. Он внес особый вклад в историю русской культуры.